Ситуация в области профилактики наркомании изменилась за последние годы. Из состояния декларативного признания необходимости профилактической активности общество переходит к позиции активных действий.
Современные подростки подчас не хуже нас, а то и лучше разбираются в тонкостях так называемых «вредных привычек». И подтолкнула их к этому жизнь в новом поколении, свободном от идеологии и общечеловеческих ценностей. Винить в сложившейся ситуации можно всех от государства и школы до семьи, только бросанием камней в адрес друг друга ситуацию не исправить. Необходимы конкретные шаги по преодолению сложившихся «пристрастий» наших детей.
Реальная наркотическая ситуация в современном обществе диктует необходимость активной профилактической работы среди детей и подростков, направленной на оказание профилактической помощи, предупреждение употребления наркотиков и развитие наркомании. Профилактика состоит в применении воспитательно-педагогических методов, рассчитанных на:
- формирование у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
- передачу воспитанникам знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью устойчивого отказа от приема психоактивных веществ;
- привитие воспитанникам умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в процесс употребления наркотиков и антисоциальную деятельность.
Для предотвращения употребления детьми и подростками психоактивных веществ надо создавать условия для их самоутверждения и самовыражения, расширять сферу положительных интересов и увлечений. В жизни наших детей главное место должны занимать учеба и творчество, физкультура и спорт, любая активная жизнедеятельность, являющаяся альтернативой приёму наркотиков.
Можно выделить три основных направления работы по профилактике употребления ПАВ:
1. работа с детьми:
1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга несовершеннолетних, привлечение их в работу кружков и секций.
2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.
Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным, является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой, спортом и туризмом.
3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.
В рамках «Дней профилактики» в проведение мероприятий с несовершеннолетними необходимо приглашение субъектов профилактики, таких как: медицинский персонал, сотрудники РОВД, Специалисты КДН, СПЦ.
Реализуя работу в данном направлении, можно использовать разнообразные традиционные и не традиционные формы работы:
- Ежедневная утренняя гимнастика
- Динамические паузы, проводимые несовершеннолетними и педагогами
- День здоровья (1 раз в квартал)
- День профилактики (2 раза в год)
- Тематические беседы
- Круглые столы
- Мастер - классы
- Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
- Ролевые игры
- Деловые игры
- Групповые тренинги
- Мозговой штурм
- Дискуссии
- Акции
- Агитбригады
- Лабораторию подростковых вопросов
- Интерактивные игры
- Создание роликов, фильмов, презентаций
- Профилактические фильмы
- Виртуальные экскурсии
2. работа с родителями
Здоровый образ жизни, которому учат несовершеннолетних, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для обучения родителей этому можно использовать такие формы роботы как:
- Родительские чтения.
- Родительские вечера.
- Тематические, групповые и индивидуальные консультации.
- Родительские тренинги.
- Родительские ринги.
Таким образом: Профилактика употребления психоактивных веществ будет эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ и повышения качества здорового образа жизни, если:
- Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе
- Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека и последствиях применения.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что в плане первичной профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Данный подход основывается на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребления. Существуют три различных варианта информационного подхода:
1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления наркотиков на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности наркомании;
2) стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой — предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления наркотиков;
3) предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных.
В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств.