Рекомендации для педагогов при построении профилактической работы
1.Работа по формированию здорового образа жизни и негативного отношения к наркотикам.
Для того, чтобы сформировать у учащихся желание и умение вести здоровый образ жизни, противостоять суицидальным намереньям, употреблению наркотических веществ, алкоголю, табакокурению с обучающимися школы в течение учебного года необходимо проводить беседы, тренинги, конкурсы стенгазет и плакатов, видеоуроки и т.д.
2. Диагностическая работа. Она дает возможность иметь представление о предпочтениях наших детей, их интересах и направленностях.
3. Индивидуальная и групповая работа с учащимися школы, а так же их родителями.
4. Мониторинг социальных сетей проводится в УО классными руководителями всех учащихся, начиная с 5 класса включительно, 1 раз в месяц с целью выявления несовершеннолетних, вовлеченных в активные деструктивные сообщества, (особое внимание обращать с кем общаются, отмечать, в каких группах состоят, на тематики групп, записям на «стене» несовершеннолетних с суицидальным подтекстом/ депрессивного настроения, пропагандой насилия, порнографической и эротической информации, агрессивных проявлений или наркотического содержания (напр. нацистская символика, изображения конопли и т.д.).
Мониторинг социальных сетей несовершеннолетних, состоящих в банке данных подростков, требующих повышенного педагогического внимания («группа риска», СОП, ИПР, с повышенной тревожностью, из замещающих семей, относящихся к различным субкультурам, проявляющие девиантное поведение или агрессию, находящихся в трудной жизненной ситуации, и иные) проводится 2 раза в месяц.
Организация профилактической работы предполагает:
1. Определить цели и задачи на учебный год по профилактической работе, к примеру:
Цели: - информационная и профилактическая работа с учащимися и родителями по проблеме наркомании;
- создание в школьной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.
Задачи: - проинформировать учащихся различных возрастных групп и их родителей по вопросам профилактики наркомании, аддиктивного и девиантного поведения;
- указать медицинские, социальные и юридические последствия употребления наркотических средств;
- сформировать у учащихся знания о влиянии на здоровье человека употребления наркотических средств;
- развить у учащихся активную жизненную позицию, правовую ответственность на основе идеи укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни и аддиктивного суицидального и девиантного поведения;
- пропаганда социально – позитивного образа жизни среди обучающихся школы;
- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;
- способствовать осознанию школьников наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;
- формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни.
2. Формирование составов участников мероприятий: администрация, педагогический коллектив, родители и учащиеся школ, а так же субъекты профилактики.
3. Методы и средства реализации профилактики: информационные плакаты, буклеты, памятки, презентации, видеоролики и видеофильмы, информационное табло, официальный сайт школы, мозговой штурм, ролевые игры, развитие мнений через обсуждения и дебаты, работа с неформальными лидерами, работа в группах – парах – индивидуально.
Цель профилактических мероприятий – это создание условий для формирования активно-отрицательной позиции по отношению к наркотикам и вредным привычкам у школьников.
Профилактические мероприятия должны быть направлены на решение следующих задач:
- формирование у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам;
- формирование у школьников установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;
- повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе;
- активизация разъяснительной работы среди родителей по вопросам профилактики наркомании;
- проведение работы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;
- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
- предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ;
- обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы.