Памятка для родителей по профилактике семейного неблагополучия
Понятие и выявление семейного неблагополучия
Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет) стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства.
К потенциальным неблагополучным семьям можно отнести:
1. Семьи, где отношения между родителями напряженные или подано заявление на развод (выявляют те же участники воспитательного процесса). Особое внимание необходимо здесь уделить семье с одним ребенком, наиболее уязвимым при распаде семьи.
2. Семьи с недавней смертью одного из родственников, т.к. негативные последствия отражаются на развитии личности ребенка и могут вылиться в стойкие депрессивные состояния.
3. Семьи, где один из родителей является хроническим безработным, что отражается на достатке семьи.
4. Семьи в начальной стадии алкоголизации одного или обоих родителей, которая пока не влияет или не существенно влияет на выполнение их родительских функции.
5. Неустроенные в бытовом плане семьи, при наличии сопутствующих негативных признаков (отсутствие родственной поддержки, наличие в прошлом негативного опыта воспитания в неблагополучных семьях или воспитания в детском интернатном учреждении у одного или обоих родителей).
6. Семьи с высокой частотой конфликтов в диаде «родители-дети», провоцирующие побеги ребенка из дома, стойкий негативизм ребенка по отношению к требованиям родителей или иной вариант «ухода» от общения с социализирующими взрослыми в семье.
7. Те семьи, в которых заболевание родителя (физическое или психическое) или инвалидность препятствует полноценному выполнению ими родительских функций.
Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего:
- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка – уклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома;
- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами- принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартными играми; вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение; незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку; запрещение ребенку посещать учреждение образования; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер) – приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.); родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
- Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье – физическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии, приводящем к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму);
- Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия – рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях) Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего; несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты.
- Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации- факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера); негативное влияние культурных или религиозных факторов; несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.