Гомельское областное управление МЧС Республики Беларусь
О складывающейся в области ситуации с травматизмом,
гибелью детей на пожарах
В 2018 году произошло 3 пожара по причине детской шалости с огнем. 1 ребенок погиб на пожаре. Травмированных детей в 2018 году не было.
За 2 месяца 2019 года гибели и травмирования детей на пожарах не было.
Безопасность детей
Детство - удивительная страна, в которой возможно всё. В стране детства живёт сказка, волшебство, а мир кажется ярким и красочным. И так хочется, чтобы в этой стране не было места беде и различным происшествиям. Стечение обстоятельств, отсутствие контроля за детьми со стороны взрослых часто могут стать причиной трагедии. Казалось бы, всего 1 минута, ну может две или три. Ну, максимум пять минуточек. Ну что может случиться за 5 минут?
Вот примерно так думали в одной из семей деревни Юдичи Рогачевского района, оставив дома ребенка, мальчика 2014 года рождения. 25 сентября текущего года в момент возникновения пожара отец детей находился на работе, мать повела трех старший детей в школу, а малыш остался в доме один.
Итог печален - в результате пожара ребенок погиб. Его обнаружили прибывшие на вызов спасатели в углу на полу горящей жилой комнаты.
Дом практически полностью уничтожен огнем: уничтожены кровля и потолочное перекрытие, повреждены стены и имущество в доме.
Детки растут очень быстро. Не успеешь оглянуться, а малыш уже ползает и стремительно познает окружающий мир. А опасность подстерегает на каждом шагу: любая оставленная на краю плиты горячая кастрюля или незакрепленная полка может стать причиной травмы. Кроме того, интерес у ребенка могут вызвать таблетки, случайно оставленные на столе, батарейки, любые опасные жидкости — моющие средства, уксус и так далее.
Чтобы обеспечить ему безопасность в стенах дома, достаточно уяснить несколько простых правил, соблюдать которые нужно самим родителям:
- убрать подальше от детей предметы, которые могут быть опасны, в том числе украшения, пуговицы, булавки и монеты;
- тщательно осмотреть игрушки своего ребенка: заклеить скотчем крышки, под которыми находятся батарейки, выбросить сломанные игрушки. В отдельную коробку сложить карандаши, фломастеры, кисточки, краски и доставать их только тогда, когда ребенок хочет заняться творчеством;
- следить за тем, чтобы малыш не играл с монетами;
- особое внимание нужно уделить кухне: убрать ножи, ножницы и спички туда, где их не сможет достать ребенок.
Еще одно место повышенной опасности - окна и балконы. Как только температура на улице повышается, родители нередко оставляют их открытыми. Здесь надо проявлять особую бдительность. Даже двухлетний малыш может притащить к подоконнику табуретку и выглянуть в открытое окно или распахнуть закрытое. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенок не смог этого сделать: если выходите из комнаты даже на несколько минут, закройте створки окна. Кроме того, рекомендуется поставить на окнах заглушки или съемные ручки, чтобы дети не могли самостоятельно их открыть.
Как только ребенок становится более самостоятельным, возрастает и число потенциально опасных мест для него.
Еще одной распространенной причиной гибели и травматизма детей становятся “эксперименты” со спичками и зажигалками.
Возраст наибольшего риска - до 3-6 лет, когда малыш не понимает всех последствий. Забывая о том, что у детей нет опыта, дающего понимание опасности того или иного действия, нет навыков безопасного обращения с предметами, представляющими угрозу жизни и здоровью, отсутствует свойственная взрослым защитная реакция на возникшую опасность, родители, оставляют на виду или в доступном для ребенка месте спички, зажигалки, чем провоцируют детей на опасные игры.
Навыки осторожного обращения с огнем необходимо воспитывать у детей с раннего возраста, с 2-3 лет. Ведь одной из причин возникновения пожаров является детская шалость. Дети в своих играх часто копируют действия взрослых. Зачастую ребенок не знает, к чему может привести подобное поведение. Дети страдают от огня из-за своей неподготовленности. А ведь обучение навыкам правильного поведения в случае возникновения пожара - обязанность родителей. Найдите несколько минут для того, чтобы выучить с ребенком телефоны экстренных служб, расскажите ему о правилах поведения в случае обнаружения запаха дыма или пожара. Объясните ему, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь. Ни в коем случае нельзя прятаться. Спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах. Общаясь с детьми, сделайте упор на разъяснении правил обращения с источниками огня и действиям в случае пожара или другой опасной ситуации.
Учите ребенка правилам безопасного поведения каждый день. Используйте для этого нестандартные методы: играйте с ним, показывайте познавательные мультфильмы и ролики, приводите примеры из сказок.
При этом старайтесь в беседе заменять слово “нельзя” словом “опасно”. Не делайте упор на запреты: старайтесь объяснить ребенку, к каким последствиям может привести то или иное действие.
И, конечно, сами будьте примером для детей: если вы всегда будете выключать электроприборы, уходя из дома, то и ребенок будет делать так же. Дети следуют не советам, а поступкам, поэтому соблюдайте правила безопасности вместе!
И самое главное, НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОДНИХ!
Помните: согласно статьи 159 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, за оставление в опасности детей предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3-х лет.
Еще один момент, о которой не должны забывать родители - это безопасность ребенка во время приема пищи. Ежегодно мы слышим о случаях механической асфиксии у малолетних детей во время еды. Так за истекший период 2018 года от удушья из-за застрявшей в горле пищи погибло 3 ребенка (в 2017- 2).
Что делать, чтобы завтрак, обед или ужин не закончился для ребенка трагически?
Во-первых. Маленьким детям не рекомендуется давать такие продукты как:
- сосиски
- сосательные конфеты и карамель
- виноград
- орехи
- сырая морковь, нарезанная кружочками
- целые яблоки
- зефир
- попкорн
Также наиболее опасны продукты, кусочки которых по размеру близки к диаметру дыхательных путей.
Во-вторых. Поощряйте детей хорошо пережевывать пищу. Старайтесь не давать ребенку питье и твердую еду одновременно. Не разрешайте малышу есть на ходу или во время игр. Приучите его сидеть спокойно и не отвлекаться во время еды.
Если ребенок подавился.
Варианты проявлений:
- ребенок не дышит, не говорит или затруднен вдох;
- кашель и рвота;
- ребенок «синеет»;
- свистящее дыхание;
- потеря сознания;
Возможны три сценария развития событий.
- Если ребенок еще дышит (кашляет, подает голос, сипит, свистящее дыхание, затруднен вдох), но пытается откашлять: то ничего не делать, так как кашель гораздо эффективнее любых процедуры по оказанию медицинской помощи.
- Наиболее частая ситуация: ребенок не дышит, но он в сознании (главный признак - тишина, но ребенок при этом двигается). Нужно:
- 5 ударов по середине спины с наклоненной вниз головой (направление удара - к голове): ребенка раннего возраста можно положить на руку на живот (лицо лежит на руке взрослого, пальцы между ртом ребенка, важно поддерживать шею и голову), более старшего ребенка - уложить и наклонить вниз головой;
- перевернуть и проверить рот ребенка;
- 5 нажатий на середину грудины (голова ниже, чем ноги), в более старшем возрасте делаем как в фильмах: пять раз нажимаем очень сильно на нижнюю часть грудины (прием Геймлиха).
Эти постукивания повторить 3 раза и звонить в скорую если не помогает!
Продолжать делать тоже самое до прибытия скорой!
- Если ребенок без сознания:
- положить на горизонтальную поверхность, позвонить в скорую (103);
- попытка циклов постукивания по спине и грудине как при 2 сценарии (по 5 движений) и потом начать сердечно-легочную реанимацию: 30 компрессий на сердце и 2 вдоха;
- продолжать пока не приедет скорая помощь.
Тактика действий при попадании инородного тела в дыхательные пути у детей более старшего возраста (дети, которых сложно уложить на руку и наклонить) схожа с тактикой в младшем возрасте.
Инородное тело может перекрыть дыхательные пути частично (ребенок кашляет) или полностью (ребенок замолчал, застыл, синеет, не дышит, жестикулирует, синеет, паникует, теряет сознание):
- Если ребенок кашляет, то нужно дать ему откашляться самому, это эффективнее процедур по оказанию помощи.
- Если ребенок не дышит, и он в сознании (ребенок резко замолчал, не отвечает на вопросы), то нужно:
- наклонить ребенка вперед и постучать ладонью пять раз между лопаток
- далее проводится прием Геймлиха, который мы с вами часто видели в фильмах: немного наклонив нужно пять раз нажать на нижнюю часть грудины, там, где она заканчивается чтобы повысить давление в брюшной полости и тем самым вытолкнуть инородное тело (направление нажатий — наверх и к себе).
Нажимать сжатым кулаком, поверх кулака кладется вторая рука, движения резкие и энергичные.
- Если ребенок без сознания, то нужно провести несколько раз вышеперечисленные процедуры и при неэффективности данных мероприятий нужно вызвать скорую помощь и начать сердечно- легочную реанимацию.
После проведения приема Геймлиха в любом случае лучше обратиться к врачу чтобы исключить повреждение внутренних органов.
Помните! Чтобы не допустить трагедии либо своевременно оказать необходимую помощь ребенку, родители должны всегда находиться рядом с малышом во время принятия им пищи. Не оставляйте детей без присмотра!