Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

27 сентября - Всемирный день туризма

Дата: 26 сентября 2022 в 13:29, Обновлено 10 октября 2022 в 13:36
66 просмотров

27 сентября 2022 года — «Переосмыслить туризм». Этот девиз призывает использовать вынужденную паузу, чтобы не просто восстановиться после кризиса, но и выйти из него лучше и устойчивее.

Пандемия и последовавшие за ней экономические и социальные потрясения отразились на всех сферах нашей жизни, и особенно сильно ударили по туристической отрасли. Международный туризм оказался практически парализован, многие компании были вынуждены закрыться, а люди потеряли источник средств к существованию. Целые страны и регионы, экономика которых зависит от туризма, понесли существенные потери.

Кризисы и эпидемии — не новость для отрасли, но обычно они ограничивались отдельными регионами и никогда не захватывали всю планету. Пандемия — это шанс для нас всех вынести свои уроки и разработать более долгосрочные, устойчивые стратегии, менее уязвимые для подобных потрясений.

Вместе с тем ковидные ограничения имеют и свои положительные стороны. Выросла популярность внутреннего туризма, многие люди с удивлением открыли для себя местные достопримечательности и новые виды досуга. Кризис в сфере развлечений вызвал повышенный интерес к альтернативным формам туризма — экологическому и культурному.

Переориентация на этот рынок и инвестиции не только в отели и рестораны, но и в развитие местной инфраструктуры — один из путей для крупных компаний не только сделать свой бизнес более устойчивым, но и принести пользу обществу и природе. Вложения в парки и заповедники, в охрану исторических и архитектурных памятников — долгосрочные инвестиции в наше общее будущее и процветание.

Само слово «турист» в последние годы стало иметь негативную окраску. Многие предпочитают называть себя путешественниками, так как отрасль ассоциируется с бездумным потреблением и гедонизмом. Перезапуск отрасли — хорошая возможность изменить ее имидж, напомнить людям о той важной и уникальной роли, которую играет туристическая сфера в мировой экономике.

Значительных усилий потребует и восстановление доверия к путешествиям. Туристы должны быть уверены, что их транспорт не будет остановлен на границе, а вылет самолета — задержан или отменен. Миру потребуется разработать простую и прозрачную систему обмена данными о вакцинации, международные стандарты и документы. Сама доступность вакцинации не должна быть преградой. В то время как одни страны создают у себя чрезмерные запасы, у других нет доступа к дешевой и эффективной вакцине.

Наконец, туризм особенно чувствителен к изменениям климата. Участившиеся стихийные бедствия отпугивают людей от поездок в угрожаемые регионы. Многие туристические объекты, как пляжи или горнолыжные курорты, напрямую зависят от погодных условий, и могут вообще перестать существовать. Для устойчивого развития отрасли нужно научиться заглядывать намного дальше следующего туристического сезона.

Все это потребует не просто инвестиций и планирования, а изменения основы индустрии и отношения к ней как организаций, так и туристов. Для обеспечения общего процветания нужно не просто возродить и реформировать отрасль, а изменить отношение к ней. Нужно переосмыслить туризм.

Всемирный день туризма отмечается ежегодно 27 сентября. Эта дата была выбрана в честь принятия Устава Всемирной туристской организации в 1970 году. Кроме того, дата имеет и символическое значение: в конце сентября подходит к концу туристический сезон в северном полушарии, и открывается — в южном.

Среди задач организации — продвижение роли туризма в глобальном контексте. Туризм это драйвер для развития экономики, роста благосостояния и образованности населения, важный инструмент для развития социальных, культурных международных связей. Сотрудничество государства и частного сектора, научных и исследовательских учреждений, гражданского общества и организаций ООН позволит создать конкурентоспособную, процветающую туристическую отрасль, содействующую устойчивому развитию.

Экологический туризм попал в поле зрения ЮНВТО в начале 1990-х годов. Согласно определению организации, экотуризм обладает следующими признаками:

  • Главная цель экотуризма — бережное и уважительное наблюдение за природой, знакомство с традиционной культурой.
  • Экотуризм имеет образовательную и воспитательную функции.
  • В большинстве случаев услуги предлагают малые турфирмы для небольших групп.
  • Влияние человека на природу и культурную жизнь местного населения стараются свести к минимуму.
  • Помогает сохранять природу и быт коренного населения.

История самого понятия тесно переплетена с движением по охране дикой природы. Идея экотуризма заключается в том, чтобы с его помощью привлечь внимание к проблемам сохранения хрупких экосистем, и поспособствовать развитию заповедных территорий. Опыт показал, что такой подход себя оправдывает.

Сафари с наблюдением за дикими животными приносят почти такую же прибыль, как и трофейная охота.

В 1977 году в Кении была запрещена коммерческая охота. Последующие исследования показали, что уже к началу 80-х прибыль от экологического туризма полностью покрыла ожидаемые убытки. В те же годы ученые, исследуя биоразнообразие, привлекли интерес общества к коралловым рифам и тропическим лесам. В эти живописные уголки потянулись не только исследователи, но и кинодокументалисты, а за ними — и любители природы. Местные жители, нанимаясь проводниками и гидами, быстро разбогатели, и вскорости в таких странах, как Коста-Рика или Эквадор, процветало уже несколько небольших компаний, специализирующихся на экологическом туризме. По всему миру предприниматели разрабатывали свои собственные маршруты на любой вкус и для всех возрастов.

Международные туристические компании, интересовавшиеся охраной природы, обратили внимание на эту сферу в 80-е годы. В обществе все больше росла популярность досуга на свежем воздухе и путешествий, интерес к пешим и велопрогулкам подогревали такие акции, как День Земли. Владельцы этих компаний предположили, что могут не только извлекать прибыль, но и вкладывать ее в местные фонды по защите природы, финансировать заповедные зоны. Оказалось, что нанимать в штат местных работников не только выгодно, но и позволяет развивать местную инфраструктуру и повышает благосостояние жителей. Пионерами в индустрии были компании, организовавшие экотуры в Галапагос, Коста-Рику, Кению и Непал.

Экотуризм помогает развивать местные ремесла, кухню и культуру в целом.

Уникальной чертой экотуризма стало то, что бизнесу становится выгодно инвестировать в свой источник прибыли, а именно охрану дикой природы, уникальных ландшафтов и биоразнообразия. К сожалению, экологический туризм — это просто идея, а не четкий бизнес-проект, поэтому иногда под этим словом встречаются практики, не отвечающие базовым принципам устойчивости. Для строительства отелей, ресторанов и развлекательных комплексов могут разрушаться экосистемы, и вся прибыль — принадлежать собственнику, и никак не улучшать благосостояние местных жителей. Часто такое поведение — не результат злого умысла, а всего лишь недостаточное понимание термина.

Первые попытки создать свод правил или принципов экотуризма были предприняты в 90-х годах и продолжаются до сих пор. Из-за специфики отрасли единый международный свод правил создать сложно, для каждого региона должны учитываться его особенности. Все предложенные правила и рекомендации носят добровольный характер, и их соблюдение остается только на совести туроператора. Единственная страна, успешно внедрившая сертификацию экологического туризма, — Австралия.

Беларусь — привлекательная страна для экологического туризма.

Беларусь — привлекательная страна для экологического туризма. Здесь сохранилось множество нетронутых лесов, знамениты Беловежская пуща и ее легендарный обитатель — исполин зубр. Известны по всему миру уникальные водно-болотные угодья, привлекающие не только туристов, но и ученых. Самое знаменитое — болото Ельня.

И этот туризм в полной мере можно считать экологическим. Он помогает сохранению природы, приносит прибыль охранным территориям. Наблюдение за редкими птицами, животными и растениями обогащает посетителей новыми знаниями и эмоциями. Развивается местная инфраструктура, появляются новые возможности для заработка у сельских жителей.

К экологическому относится и сельский туризм, бурно развивающийся в стране. Те агроусадьбы, что сконцентрированы на ведении классического хозяйства, ремеслах и традиционной культуре, отвечают всем критериям, установленным ЮНВТО.

Регулярно выходят в свет книги и статьи об экологическом и сельском туризме, на научных конференциях рассматривают как практический опыт, так и теоретические обоснования явления. Специалистов интересуют не только экономические и статистические показатели, но и та выгода, которую трудно подсчитать: вклад туризма в сохранение природы, его значение для общества и культуры. С материалами конференций последних лет, публикациями ученых Беларуси и всего мира, статистическими сборниками можно познакомиться в ЦНБ НАН Беларуси.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.