Организация работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении (полностью)
Практическое пособие
Составитель:
Методист по охране детства учреждения «Гомельский областной институт развития образования» Е.А.Басова
Рецензенты:
Методист по охране детства Гомельского городского учебно-методического кабинета Г.С. Спиридович
Прокурор отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Гомельской области В.М.Замойская
Настоящее пособие ставит перед собой цель сориентировать педагогов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, в организации работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями. Особое внимание уделяется нормативной правовой и рабочей документации.
Пособие будет полезно как начинающим, так и опытным педагогам социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, и предполагает творческий подход в использовании предложенных материалов (в зависимости от типа учреждения образования, местных условий, ситуации в семье каждого ребенка).
В данном практическом пособии использована часть материалов, авторами которых являются специалисты социально-педагогических центров Гомельской области.
Введение
Семья и учреждение образования – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и учреждения образования, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.
Современная семья, родители, воспитывающие детей, испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на их заинтересованность и активность в воспитании детей. Эти проблемы приводят к тому, что одна часть родителей чувствует себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряет интерес к особенностям их развития, неохотно идет на контакт с педагогами.
Другая часть родителей не осознает этих проблем вообще или не понимает значения последствий своего влияния и влияния семьи на ребенка. И даже среди тех, кто эти проблемы видит, только немногие из них готовы участвовать в их решении. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи.
Семья вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В семье укрепляют его здоровье, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина.
Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где нелады родителей между собой отрицательно влияют на развитие личности ребенка, нарушают его права, лишают защиты. Такие семьи, в большинстве своем, не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Особое внимание следует уделять семьям воспитанников (учащихся), находящимся в социально опасном положении.
В такой ситуации ближе всего к детям, к проблемам их воспитания находятся педагоги учреждений образования, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, в преодолении ошибок их семейного воспитания, в повышении степени участия родителей в воспитании своих детей, в сохранении биологической семьи для ребенка.