Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Памятка педагогу

Дата: 30 декабря 2020 в 13:23, Обновлено 5 января 2021 в 10:32
143 просмотра

«КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С УЧАЩИМИСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ»

В связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и защиты здоровья детей Министерство  образования Республики Беларусь рекомендовало использовать, наряду с традиционной формой обучения, дистанционную форму на период действия ограничений.

Многих педагогов пугает такая перспектива. Однако в настоящее время существует огромный набор образовательных платформ и сервисов, которые помогут педагогу в вопросе организации дистанционного обучения.

Мы предлагаем алгоритм проведения цикла занятий педагогами с использованием дистанционных образовательных технологий.

  1. ПОДГОТОВЬТЕСЬ

В первую очередь необходимо настроить себя и своих учащихся на то, что дистанционное обучение такое же серьезное, как и в классе, но между вами будет расстояние. Учащиеся должны проявить больше старательности в самостоятельном изучении материала, а контроль будет осуществляться с помощью оценки выполнения ими заданий, которые Вы дадите им дистанционно.

Пересмотрите свою учебную программу (определитесь, какие темы из оставшихся необходимо изучить в обязательном порядке, какие можно перенести; какой материал необходимо повторить; какие умения и навыки у учащихся необходимо отработать) и составьте новое календарно-тематическое планирование с учетом применения дистанционных образовательных технологий. На что нужно обратить внимание при корректировке программы? На сохранение перечня планируемых образовательных результатов.

  1. ВЫБЕРИТЕ ПЛАТФОРМУ ОБУЧЕНИЯ

Необходимо выбрать платформу взаимодействия с учащимися - именно здесь Вы будете размещать (присылать) материалы для изучения и формы для выполнения заданий. Это очень важный момент, так как от платформы, содержащей образовательный контент, зависит качество усвоения материала.

Вы можете подобрать ссылки разных ресурсов сети Интернет для самостоятельного изучения, выполнения тестов и онлайн-упражнений или написать собственные тексты, создать видео, презентации и тесты с использованием различных сервисов сети Интернет. Однако комплексная реализация обучения с изучением нового материала, с его закреплением и проверками может быть полноценно осуществлена в едином подходе и для этого рекомендуется использовать образовательные онлайн платформы.

  1. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ФОРМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Далее Вам необходимо определиться с формой дистанционного обучения. Если Вы хотите проводить занятия в режиме онлайн, собирая своих учащихся к экранам, Вы можете воспользоваться бесплатными системами вебинаров (например, Google Hangouts, Skype, Zoom и др.).

Если же Вы выбираете асинхронный режим обучения, при котором Вы и Ваши учащиеся работают с ресурсами в свободном друг от друга режиме, необходимо выбрать соответствующую образовательную онлайн платформу с онлайн-уроками.

Если же Вы хотите построить урок с использованием собственных материалов, то наиболее удобным инструментом для размещения заданий учащимся в этом контексте выступает электронный дневник с модулем домашних заданий. Вам необходимо разместить материалы (или ссылки на них) на диске (Google Диск, Яндекс.Диск, Облако Mail.ru и др.) и разместить в электронном журнале на них ссылку.

          ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При дистанционном обучении совершенно необязательно требовать от учащихся выполнять домашнее задание, сидя за экраном компьютера; учащиеся могут выполнять задания в обычном режиме (в тетради), потом сфотографировать результат своей работы и прислать фотографию Вам.

  1. СОСТАВЬТЕ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Зафиксируйте «учебное время» (оптимально - первая половина дня), отведенное на освоение материала и выполнение заданий.

При составлении расписания помните:

  • помимо Вас онлайн-обучение реализуют и другие Ваши коллеги, поэтому старайтесь не перегружать учащихся обилием материала; идеально - освоение материала и выполнение заданий одного урока должно занять у ребенка не более 45 минут - 1 часа;
  • о соблюдении санитарных норм (с учетом возраста учащегося).

В идеале Вам необходимо согласовать расписание занятий со своими коллегами. Учебный день в дистанционном формате разбейте не по урокам, а по блокам, которые хотите отработать. В рамках дистанционного обучения Вы можете делать дни-погружения (по учебным предметам).

         ПОМНИТЕ

Расписание проведения учебных занятий должно соблюдаться, и к моменту начала обучения все материалы должны быть созданы (подобраны), размещены в соответствующих местах и доведены до учащихся (и их родителей).

  1. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С УЧАЩИМИСЯ

Контакт с учащимися в дистанционном обучении - самое важное. Вам необходимо постоянно знать, понятна ли поставленная задача учащимся, обеспечен ли полноценный доступ к материалам обучения.

Для общения с учащимися можно использовать:

Skype

Для совместных звонков и чатов.

Альтернативы: Zoom и Google Hangouts.

Для видеосвязи нужно хорошее Интернет-соединение

Закрытая группа ВКонтакте

Можно переписываться, обмениваться фото, видео и документами, а также модерировать сообщения. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования, но нужно объяснить правила общения в сети.

WhatsApp

Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами.

Хорошо подходит для организации быстрого консультирования.

Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами.

Хорошо подходит для организации быстрого консультирования.

  1. УРОК (забудьте про стандартную форму урока)

Одно из условий эффективной удаленной работы - это частая смена заданий и много практики. Ведь учащимся сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание. Создайте урок из нескольких видов заданий, например, 5-10 минут на просмотр видео, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на тестовую работу.

Обязательно предусмотрите разбор домашнего задания (индивидуальные ошибки необходимо сообщать учащемуся лично, а о достижениях и интересных вариантах решения нужно сообщать всем; также желательно предусмотреть общий обзор успехов и неудач учащихся при его выполнении, разъяснение сложных моментов и т. п.). Делать это можно в текстовом виде или с помощью короткого видео-обзора (который можно записать на телефон и разместить в месте Вашего общения с учащимися.

Теперь немного о содержании дистанционных уроков - тех материалах, с помощью которых Вы будете организовывать изучение нового материала. Необходимо критически подойти к качеству материалов, которые Вы предлагаете своим учащимся  и используете в своей работе, их освоение (чтение, осмысление, выполнение заданий первичной проверки понимания и закрепления) не должно занимать более 45 минут - 1 часа:

  1. Избегайте длинных текстов. Оставьте в тексте самое важное, сделав пометки о наличии дополнительного материала в случае, если тема учащегося заинтересовала.
  2. Структурируйте текст, текст должен быть разбит на части. Желательно краткое подведение итогов вышеизложенного в конце текста.
  3. Используйте тексты с инфографикой - схемы и прочая визуализация позволяют более качественно понять материал и запомнить его.
  4. Задания и учебные блоки должны быть сбалансированными по объему и сложности.

Наряду с этим помните:

  • при дистанционном обучении учащимся надо чётко обозначить время, когда нужно самостоятельно выполнить те задания, которые Вы им дадите. Часть заданий они могут выполнять в отведенное для занятия время (особенно легко это сделать при использовании образовательных онлайн платформ). Это позволит Вам сразу видеть прогресс и корректировать работу по необходимости;
  • при дистанционном обучении, как никогда, учащимся важно понимать, как и за что Вы будете их оценивать. Обязательно сообщайте про это при выдаче домашнего задания!

Для оценивания Вы можете использовать возможности онлайн платформ, можно выставлять отметки по итогам опроса в режиме видеоконференций или на основании заранее оговоренных критериях оценивания;

  • задания с открытым ответом и присланные на проверку Вам материалы должны быть оценены не позднее, чем за 3 часа до начала нового занятия, иначе учащиеся потеряют мотивацию и ощущение серьезности дистанционного урока;
  • для обеспечения полноценного отдыха учащихся недопустимо давать домашние задания на понедельник в пятницу вечером; задания, выданные в этот период обречены быть невыполненными.
  1. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Ошибочно полагать, что обучение в удаленном режиме полностью исключает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. В некоторых случаях оно даже более эффективно, так как позволяет учесть возможности каждого без исключений. Вы свободно можете организовывать обсуждение в группах, общаться как на этапе изучения нового материала, так и на этапе выполнения заданий. Для этих целей необходимо правильно подобрать образовательный портал, либо создать качественную обратную связь с использованием мессенджера или чата. Постарайтесь создать некоторые задания для выполнения в группе - общий проект, комплексная задача с распределением ролей и т.д. Все это можно реализовать с помощью современных технологий вебинаров, сетевых ресурсов.

  1. ПОМНИТЕ О РОДИТЕЛЯХ

Переход на новую форму обучения неизбежно вызывает у родителей учащихся много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет организовано обучение, в какие часы оно будет проходить, где искать домашнее задание, когда и как проходят консультации, где и каким образом можно будет увидеть результаты обучения.

Откройте для родителей общий чат с использованием любого мессенджера (WhatsApp, Viber, электронный журнал).

Отправьте памятку в общий чат.

По возможности (в случае использования образовательных онлайн платформ) помогите родителям зарегистрироваться на них, чтобы они могли самостоятельно отслеживать процесс обучения своих детей.

  1. НЕТ ИНТЕРНЕТА!

Нередко нам предстоит столкнуться с ситуацией отсутствия Интернета на дому у наших учащихся. Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходится с помощью физических носителей информации. Придется организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников. Помним о том, что перед каждым уроком учащийся должен получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации. А также предусмотреть все варианты обеспечения контроля освоения материала и своевременной доставки до учащегося результатов Вашей проверки.

В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до учащегося и обратно. Может быть, это будет обычная коробочка или почтовый ящик в холле вашего учреждения образования или индивидуальные консультации с учащимися, все зависит от вашей фантазии и степени ограничений в общении с учащимися и их родителями.

Дистанционное обучение является сложным процессом. Однако существование современных образовательных ресурсов призвано облегчить задачи педагога по организации изучения материала и контроля его освоения. Важно правильно подобрать материал и поддерживать связь с учащимися, постоянно давая понять, что Вы рядом с ними и обучение является Вашей общей важной задачей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.